Суд в США вынес обвинительный приговор 36-летнему гражданину Индии Виноту Понмарану. Он создал и на протяжении трех с половиной лет руководил мошеннической схемой фальшивой службы технической поддержки. За период с марта 2015 по июль 2018 годов жертвами его действий стали около 6,5 тысячи жителей США и Канады – преимущественно пожилого возраста.
Схема действий Понмарана и его сообщников, описанная в заявлении Министерства юстиции США, выглядит достаточно известной и распространенной. С помощью рекламных объявлений, публикаций в социальных сетях, рассылки фишинговых писем и других методов социальной инженерии они заманивали пользователей на специально созданные сайты. После их посещения на компьютерах жертв постоянно открывались всплывающие окна с предупреждением о том, что устройство инфицировано вредоносным ПО. В некоторых случаях эти окна полностью блокировали экран, делая дальнейшее использование компьютера почти невозможным, особенно для не слишком сведущих в технических вопросах пожилых людей.
Для вящей убедительности сообщения во всплывающих окнах были украшены логотипом известной технологической компании, к которой мошенники, разумеется, не имели никакого отношения. Также сообщения содержали номер телефона «службы технической поддержки», на который следовало позвонить, чтобы избавиться от проблемы. Винот Понмаран был руководителем находившегося в Индии мошеннического колл-центра. В случае обращения жертв подписывали на услуги «службы поддержки» и удаляли с их устройств всплывающие окна – для этого было достаточно запустить любой бесплатный антивирус. Никакого другого вредоносного ПО на компьютерах пострадавших не было.
Эта нехитрая схема принесла организаторам более 6 миллионов долларов. Но в 2022 году были арестованы и приговорены к тюремным срокам двое сообщников Понмарана, а теперь правосудие добралось и до него самого. Он осужден на 7 лет лишения свободы, кроме того, ему придется выплатить штраф в 6,1 миллиона долларов.